(0 голосовали)
03.09.2015 17:26

Психотерапия с гитарой в руках

Автор  Администратор

Фрагмент статьи Вербенко Н. В. в Таврическом журнале психиатрии, т.1, № 1, 1997
Кафедра психиатрии, психотерапии с курсом неврологии ФПО Крымского медицинского университета
----------------------------------------------------
Большое значение может иметь бардовская песня в групповой психотерапии.

На протяжении 12 лет мы имели возможность наблюдать изнутри процессы, происходившие в группе исполнителей самодеятельной песни. Все это время сохранялось постоянное ядро группы. Вначале это сообщество входило в клуб самодеятельной песни, но затем стало обособленным и более замкнутым. Песенный репертуар формировался на протяжении 7 лет, а затем стал неизменным, насчитывая около 40 постоянно исполняемых песен.

С каждым годом число новых песен постоянно снижалось, как и число новых людей, допускавшихся в группу. Появляющиеся новые песни слушались в магнитофонных записях, обсуждались, но не разучивались и не исполнялись. Лидерство в группе сохранялось за одним человеком. Однако постоянное перемещение гитары по кругу делало его едва уловимым.

У каждой песни имеется основной исполнитель и один-два дублера. Другие члены группы могли не знать полностью слов, но были инициаторами исполнения. Основной исполнитель ревностно относился к "конкурентам", а другой член группы мог исполнить песню только в его отсутствие с общего согласия. В то же время песни, вернее, негласные права на их исполнение, передоверялись или обменивались. Значимость человека в группе определялась числом песен, для которых он являлся основным исполнителем.

Наиболее типичным поведением исполнителя являлось следующее: редкое мигание, расфокусированный взгляд (в себя), обращенный вверх или блуждающий, закрывание глаз. Мимика достаточно живая, динамичная, отражающая содержание песни, музыкальные интонации. Игра на гитаре автоматизированная, не требующая зрительного контроля за движением рук. Тело статично или раскачивается в такт песенному ритму, возможны притопывания ногой, кивки головой. Диссоциация взгляда с мимикой и движениями туловища создает ощущение двойного диалога – с самим собой и со слушателями. Нередко исполнение нескольких песен подряд, часто в неожиданной последовательности, определяющейся ассоциациями исполнителя. Слушатели расположены в едином кругу, сидят, а иногда и лежат в свободных позах. Часть лиц обращена к исполнителю, окрашивается отблесками его эмоций. Другие – с блуждающим, отрешенным взглядом, застывшей полуулыбкой, иногда едва слышно повторяют слова песни. Внезапно песня подхватывается, импровизируется многоголосье, распевка по фразам, что в последующем закрепляется как обязательный элемент исполнения. "Группа подпевки" исполняет свою партию и вновь возвращается к релаксации и внешней отрешенности. Последовательность исполнения каждый раз новая. Гитара и право исполнения передается по чьей-либо просьбе или предыдущим исполнителем. Чем дольше длится этот "марафон", тем более ранние песни предлагаются к исполнению. Продолжительность действа от 2 до 10-12 часов.

Характерна постепенная синхронизация дыхания участников, утрата представлений о времени, нарастание статичности поз и мимики. По окончании пения участники отмечают отсутствие усталости, хорошее настроение, ощущение внутреннего комфорта, исчезновение головной боли. Информация о продолжительности пения вызывает удивленные возгласы.

Частота таких встреч колеблется от 1 до 3 в месяц. Группа собирается по формальным поводам — дни рождения, праздники, но часто и по призыву "поддержать братка", которому сейчас плохо. В этих случаях продолжительность пения прямо пропорциональна тяжести состояния "поддерживаемого".

Таким образом, объединение любителей самодеятельной песни изначально содержит терапевтические элементы. При длительном существовании таких объединений значительно возрастает степень ритуализации внутригрупповых взаимоотношений. Исполняемые песни приобретают дополнительные смыслы, становятся некими универсалиями, подобно мантрам или псалмам, и "канонизируются" данной группой.

Их исполнение приводит к возникновению трансовых состояний у членов группы, характеризующихся определенной мимикой, позой релаксации, замедлением и синхронизацией дыхания, возрастным регрессом и утратой чувства времени. В последующем возникает улучшение настроения, чувство облегчения, комфорта. Не исключено усиление выработки эндогенных морфинов в процессе длительного пения.

В групповой психотерапии возможно использование бардовской песни для ускорения групповой динамики, повышения эффективности психотерапевтического процесса. Возможно формирование "песенных групп" как разновидности арттерапии, синтеза библио и музыкотерапии.

Last modified on 03.09.2015 17:49